Лицей №1 Нефтекамск - История Лицея
Телефон:
8 (34783) 5-82-20

Информация для детей

Полезные ссылки

Электронный журнал



Авторизация

Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Войти на сайт при помощи социальных аккаунтов

Гимн

Гимн Лицея



Гимн Лицея без слов

Лицей в соц сетях



История Лицея

Начало

Нам думается: история – то, что было давно и творилось большими людьми. Но даже длинная дорога начинается с первого шага. Нынешним учащимся лицея, его ровесникам, может казаться, что он существовал всегда. Однако лицей еще очень молод. Даже по меркам нашего еще очень молодого города.

История лицея №1 началась за год до того дня, когда он принял своих первых учащихся.

Решение о ходатайстве перед Министерством народного образования тогда Башкирской ССР об открытии в Нефтекамске инновационного учебного заведения (по типу лицея) было принято педагогической общественностью города на августовской конференции 1990 года.

Открытием лицея активно занимались инспектор городского отдела народного образования М.К.Ягафарова и заведущая методкабинетом отдела народного образования Валентина Валентиновна Бушуева. Большое участие в открытии и становлении лицея принял заместитель председателя городского Совета народных депутатов А.М.Кулешов.

8 мая 1991г. коллегия МНО БашССР под председательством министра Р.Т.Гарданова приняла решение:

  1. Считать, что созданы условия и подготовлены соответствующие документы для открытия лицея в г.Нефтекамске.

  2. Просить исполком Нефтекамского горсовета народных депутатов рассмотреть вопрос об открытии лицея в порядке эксперимента и принять соответствующее решение.


первое здание лицея

Соответствующее решение в городе было принято уже 16 мая 1991г. его подписал председатель исполкома горсовета народных депутатов М.Р.Багаутдинов, который оказывал огромную поддержку в вопросах финансирования, комплектования и материально-технического обеспечения лицея. Исполкомом горсовета было принято Решение №16-354 от 12 сентября 1991г. «О шефстве над Нефтекамским лицеем», согласно которому заботу о лицее взяли на себя официальные власти, что само по себе очень примечательно.

Настоящим днем открытия лицея считается 15 августа 1991г. (приказ Министерства народного образования БАССР №499 от 08.08.1991г.). А 1 сентября лицей, располагавшийся тогда по адресу ул. Социалистическая, 24а, принял первых лицеистов: 261 учащегося 8-11 классов.

В здании по ул. Социалистической лицей работал до лета 1996г., после чего переехал в здание бывшего СПТУ-139 по адресу ул. Ленина, 56, которое несколько лет делил с другим лицеем – башкиро-турецким.
фото с открытия лицея

 

Задачи и особенности

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №1 г. Нефтекамска было создано для обучения и воспитания способных и одаренных учащихся, реализации принципа непрерывного образования.

Уже сама эта задача, поставленная перед лицеем в момент его создания, определила ряд его особенностей, отличий от других учебных заведений. Это:

  • Физико-математический профиль.

  • Конкурсный отбор учащихся.

  • Обучение с 8 по 11 класс.

  • Академическая система оценки знаний учащихся.

  • Обязательное посещение учащимися спецкурсов.

  • Деление классов на группы при проведении уроков по профильным предметам.

  • Наличие воспитателей на параллелях классов.

  • Выплата стипендий отличникам учебы.

  • Напряженная научно-исследовательская, методическая и опытно-экспериментальная деятельность учителей.

Большая часть этих особенностей сохраняется в лицее по сей день.

Лицей имеет свою символику: герб (стилизованное изображение лиры, гусиного пера, античного портика и даты открытия лицея) и гимн, написанный лицеисткой Таней Мордвинцевой (выпускницей 1993г.) на слова нефтекамской поэтессы Людмилы Галинуровой.

В 2006 году наш лицей стал одним из трех тысяч школ – победителей федерального конкурса учреждений, реализующих инновационные образовательные программы Приоритетного национального проекта «Образование».

Педагоги

Слаженный педагогический коллектив – одно из условий успешной работы любого учебного заведения, тем более инновационного. Развитие интеллектуального потенциала учащихся, создание условий для проявления их способностей и творческого самовыражения, воспитание общечеловеческих и нравственных ценностей, передача глубоких знаний по основам современной науки – вот некоторые из задач, поставленных перед педагогами лицея.

Идея работы в инновационном учебном заведении привлекла преподавателей из различных школ города. В том числе: математиков - Тамару Егоровну Зубареву (СШ №2), Люцию Махмутовну Камалееву (СШ №8), Ирину Яковлевну Иванову (ГорОНО), Марию Кирилловну Аникееву (педагогическое училище); физиков - Алевтину Владимировну Корнилаеву и Галину Николаевну Овчинникову (обе – СШ №2), Валерия Тимофеевича Бушуева (СШ №6); преподавателей английского языка Тамару Яковлевну Зонову (СШ №3) и Надежду Викторовну Каменеву (НБ СШ), немецого языка Альфину Нурханифовну Гиниятову (СШ №8); русского языка - Валентину Петровну Мартынчук (СШ №8) и Наталью Ивановну Ивахненко (СШ №2); географа Веру Ахметовну Минаеву (СШ №9), химика Фиду Хузиевну Усманову (СШ №8); преподавателей физической культуры - Александру Сергеевну Дорофееву (СШ №3) и Виктора Николаевича Куршева, ОБЖ - Павла Степановича Лапенка (СШ №5), истории - Александра Викторовича Бычкова (СШ №8). Немного позже в лицей пришли учителя информатики - Елена Львовна Паламарчук, биологии - Наталья Александровна Шестакова, башкирского языка и культуры Башкортостана - Рафида Хамитовна Фаизова. Многие из пришедших в лицей в год его открытия работают в нем до сих пор.

Директором лицея был назначен Вячеслав Юрьевич Гареев. Первыми его заместителями стали Валентина Валентиновна Бушуева – по учебно-воспитательной работе, и Ирина Гавриловна Дудина (до того – директор школы рабочей молодежи) - по воспитательной работе.

В настоящее время педагогический коллектив лицея состоит из 38 человек, из которых 25 человек имеют награды и звания. В том числе: Отличники просвещения Российской Федерации – Т. Н. Панцарникова (1993), М. К. Аникеева (1988); Отличники образования Республики Башкортостан – В.Ю.Гареев (1994), А. В. Корнилаева (1990), А.С.Дорофеева (1999), Л. М. Камалеева (1995), Н. И. Ивахненко (2002), Н. А. Шестакова (2002). Звание Почетный работник общего образования носят В. Ю. Гареев (2002), В. А. Минаева (2001) и Н. А. Шестакова (2006). Внесена в Книгу Почета г. Нефтекамска учитель географии В. А. Минаева (2005).

В лицее преподавали: Заслуженный учитель Республики Башкортостан Т. Е. Зубарева (1987), Отличник просвещения РФ Ф. Х. Усманова (1986), Отличник образования РБ Т. Я. Зонова (1995).

21 педагогов лицея имеют высшую квалификационную категорию, 12 – первую.

Стоит сказать еще об одном звании, не менее почетном и заслуженном – Соросовский учитель. Это звание присуждалось по итогам анкетирования студентов наиболее престижных российских вузов. В лицее №1 таких учителей – семь. В числе Соросовских педагогов назывались М. К. Аникеева и Л. М. Камалеева. Дважды Соросовскими учителями стала преподаватель математики Т. Е. Зубарева, трижды – преподаватель физики А. В. Корнилаева и преподаватель математики Л. М. Камалеева. И, наконец, пять раз Соросовскими учителями были названы преподаватель физики В. Т. Бушуев, преподаватель химии Ф. Х. Усманова и преподаватель биологии Н. А. Шестакова.

В 2006 г. пять педагогов лицея участвовали в конкурсе лучших учителей в рамках Приоритетного национального проекта «Образования». Все пять претендентов получили гранты. Это: Мария Кирилловна Аникеева, Люция Махмутовна Камалеева, Алевтина Владимировна Корнилаева, Наталья Ивановна Ивахненко, Вера Ахметовна Минаева.

Возглавляют коллектив лицея его бессменный директор Вячеслав Юрьевич Гареев и его заместители: Тамара Николаевна Панцарникова и Зилия Мирасовна Мияссарова (по учебно-воспитательной работе) и Эмма Мухарямовна Гарифуллина (по внеурочной работе). В разное время заместителями директора также были: О.В.Леонтьева, Л. А. Байбулатова, И. Н. Романова (по ВР) и М. К. Аникеева (поУВР), И. И. Суфиярова, С. Н. Лукманова (по НМР). Ильгиза Илкамовна Суфиярова, которую также можно считать «выпускницей» лицея, возглавляла Нефтекамский филиал Уфимского государственного авиационного технического университета. Сакина Нурулловна Лукманова работает в лицее №153 при УГАТУ в г. Уфе.

 

Направления обучения

Несмотря на то, что основным направлением обучения в лицее изначально было выбрано физико-математическое, существовали в лицее и другие профильные направления. Так в 1993г. помимо двух физико-математических классов из лицея были выпущены химико-биологический и гуманитарный классы.

В дальнейшем от такой практики отказались. Последний специализированный гуманитарный класс, набранный в 1992г., лицей выпустил в 1996г. Однако в сентябре 2003г., после реорганизации лицея, путем присоединения к нему НБТЛ, в нем вновь появились гуманитарные классы с углубленным изучением английского и башкирского языков.

С 2006-2007 учебного года профилей в лицее стало еще больше. Помимо традиционного для лицея физико-математическог, это социально- экономический, химико-биологический и информационно-технологический. Кроме того, профильное обучение в лицее начинается на год раньше – с 9 класса. В восьмом классе лицеисты проходят предпрофильную подготовку.

Лицеисты


Горяев Алексей выпуск 1993 года, первый золотой медалист, будущий профессор экономики

Награды и звания учителей – оценка их педагогического таланта и опыта. И еще – оценка успехов их учеников.

С момента открытия лицея его обучающиеся ежегодно участвуют в городских предметных олимпиадах. И побеждают. Причем не только в олимпиадах по физике и математике. За 15 лет существования лицея его питомцы завоевывали призовые места 420 раз. Том числе: 163 первых места, 148 – вторых, 109 – третьих.

Есть у лицеистов и спортивные достижения. На первенстве города успешно выступает сборная команда юношей по баскетболу. В 1999 и 2000гг. она завоевывала первые места, в 2001г. – второе.

Участвуют лицеисты также в зональных и республиканских олимпиадах. В нашем активе 16 первых мест, по 13 – вторых и третьих. На Всероссийских предметных олимпиадах были завоеваны : третье место по биологии (Дунина Надежда) и второе место по физике (Гималтдинов Ильгиз).

Конечно, есть школы, где список побед длиннее и, может быть богаче. Но обучающиеся и преподаватели лицея не намерены останавливаться на достигнутом. В 2008-2009 учебном году.

Победить в городской, а тем более в республиканской олимпиаде непросто. Работа на эту победу начинается уже в стенах лицея. Ежегодно во всех лицейских параллелях проводятся олимпиады практически по всем предметам, а для десятиклассников – еще и полиолимпиада. Чтобы победить в таком соревновании, как полиолимпиада, лицеистам надо показать хорошие результаты не по одному предмету, а сразу по десяти! По инициативе лицея подобные полиолимпиады какое-то время проходили и на республиканском уровне.

Однако для того, чтобы заявить о себе на республиканском и даже на российском уровне, оказывается не обязательно покидать здание лицея. С 2001г. обучающиеся лицея принимают участие в эвристических дистанционных всероссийских интернет-олимпиадах.

Еще одной формой работы со способными и одаренными учащимися, сознательно интересующимися тем или иным предметом, является работа научного лицейского общества (НЛО). Инициатива создания НЛО принадлежала зам.директора лицея по НМР, кандидату физико-математических наук И.И. Суфияровой. Сейчас работу НЛО возглавляет зам. директора по УР З. М. Мияссарова.

Ежегодно лицеисты под руководством своих научных руководителей готовят творческие работы и рефераты, чтобы затем представить их на традиционной лицейской научно-практической конференции. Первая такая конференция состоялась весной 1995г., еще до создания НЛО, а в декабре 2010 прошла уже 16. Лучшие работы их создатели представляют также на городской научно-практической конференции учащихся. Всего на сегодняшний день НЛО насчитывает 80 действующих членов.

 

Успешная учеба лицеистов отмечена заслуженными наградами. С золотыми медалями лицей окончили 18 человек: Алексей Горяев (1993), Елена Тарасова (1994), Михаил Надежкин и Лариса Ярославцева (оба – 2000), Гульнара Авхадеева (2001), Артур Ахмадишин, Айгуль Гималтдинова, Екатерина Крюкова, Наталья Кузьмина (все – 2002), Эльвира Нургалеева, Ирек Ахуньянов (2003), Ильгиз Гималтдинов (2004), Андрей Тимиров (2005), Юрий Кибардин, Ирина Белушко, Ирина Лукманова (все – 2006), Алмаз Мадиев и Айгуль Гатина (2007). Серебряными медалистами стали 144 лицеиста. Целых четыре класса медалистов выпустил лицей за 15 лет! За столь богатый урожай медалей стоит поблагодарить и те школы, из которых пришли в лицей эти талантливые ребята. Прежде всего это СШ №6, давшая лицею 26 будущих медалистов, в том числе одного золотого; СШ №11, 20 будущих медалистов, 4 – золотых, СШ №12 – 10 будущих медалистов, 1 – золотой. Всего же окончили лицей, получив среднее образование 1019 учеников (на 2006 г.).

Поскольку обучение в лицее ведется в пяти параллелях, все лицеисты после его окончания поступают в высшее учебное заведение. Большинству – в результате изучения отдельных предметов по углубленной программе, посещения спецкурсов и собственного труда – это удается с первой попытки. Более того, процент поступления год от года растет. Особенно успешными в этом плане оказались 1999 и 2002гг., когда все выпускники стали студентами. Наиболее популярны среди выпускников лицея Уфимские нефтяной и авиационный технические университеты, а также Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. В этих вузах не один год существует традиция не просто нефтекамского, но лицейского землячества. Всего же бывшие лицеисты учатся (или учились) в 59 вузах Российской Федерации.

 

Традиции и праздники

Лицей предполагает сплав обучения и воспитания. Так что процесс углубленного получения знаний всегда совмещен со всесторонним развитием личности ребенка.

В первые годы существовала практика, когда каждая параллель классов, помимо обычных учебных предметов, изучала один из творческих курсов: хореографический, вокальный, художественный, драматический. Преподавать эти курсы приглашались специалисты. Так девушки, занимавшиеся танцами под руководством Владимира Ивановича Дорофеева, руководителя народного ансамбля «Альтаир», становились украшением лицейских мероприятий. Постепенно эти курсы трансформировались в работу кружков по интересам. Кружковцы не только посещают выбранные кружки и участвуют в творческих конкурсах, но и становятся помощниками при подготовке и проведении лицейских праздников.

Праздников в лицее много. Кроме таких традиционных для любого учебного заведения как День знаний, День учителя, встречи Нового года, 8 марта и т.п., в лицее есть два особенных: «Посвящение в лицеисты» и «…И честь лицею воздадим».

Посвящение в лицеисты проводится в октябре. Дата выбрана не случайно, как дань уважения первому российскому, «Пушкинскому», лицею. В ходе посвящения обучающиеся, проучившиеся в лицее год, официально становятся членами лицейского братства. Год – достаточный срок, чтобы доказать и себе, и преподавателям, что учащийся достоин носить звание лицеиста. Каждому прошедшему посвящение вручается лицейский значок. Подобные значки имеют и преподаватели лицея.

Праздник «…И честь лицею воздадим» воистину общелицейский. Проходит он в апреле, ближе к концу учебного года, в виде творческого отчета, превращающегося зачастую в театрализованное представление. В ходе праздника чествуются участники и призеры различных конкурсов и олимпиад, кружковцы демонстрируют свои умения. Лицей представляет собой Королевство знаний с королем и королевой – лучшими учащимися, отличниками учебы и активистами.

Однако обучающиеся и выпускники лицея могут вспомнить и другие, «неофициальные», праздники: День Святого Валентина, в ходе которого определяются симпатии лицеистов, и «День с приветом», отмечавшийся в свое время 1 октября. В этот день надо было тепло поприветствовать как можно большее количество человек.

Так создается тот уют и тепло, то единение между детьми и взрослыми, которое, наряду с глубокими и прочными знаниями, только и дает право учебному заведению называться лицеем.

То, что такое единение существует, доказывают визиты выпускников лицея. Они приходят в «альма матер» не только в дни традиционного «Капустника» (так в лицее называют вечер встречи), а при любой оказии, когда приезжают в родной город. Приходят не только себя показать и на других посмотреть, но просто повидаться, поговорить. Наверное, такие визиты – самая честная и самая дорогая оценка взаимоотношений между педагогами и их учениками.




Лицей сегодня